Процесс развертывания сетей 3G, бурно стартовавший в 2015 году, существенно замедлился после того, как мобильные операторы покрыли города-миллионники и приступили к освоению регионов с меньшей плотностью населения. В идеале скоростная сотовая связь должна покрывать всю заселенную территорию страны. Однако интерес операторов к строительству 3G-сети в той или иной территориальной зоне прямо пропорционален плотности и платежеспособности населения в этой зоне. Какие же факторы могут пришпорить развитие мобильного рынка?
Как показывает ниже приведенная диаграмма, в первую очередь операторы обеспечивают покрытие в зонах с высокой плотностью населения. Ведь чем больше абонентов на определенной территории, чем выше прибыльность, и тем быстрее оператор сможет окупить инвестиции, вложенные в строительство сети. Поскольку в этих зонах прибыль наиболее высока, сеть целесообразно развертывать, несмотря на возможные административные и рыночные барьеры.
Далее следует зона коммерчески целесообразного покрытия — территории с меньшей плотностью населения и меньшей рентабельностью. В Украине она довольно велика, что обусловлено низким ARPU, административными барьерами и рядом других проблем.Для увеличения проникновения 3G необходимо повышать эффективность рынка путем устранения имеющихся барьеров
Зона смарт-субсидирования отличается низкой плотностью населения и низкой рентабельностью покрытия. Здесь строительство сети может быть коммерчески целесообразным лишь после одноразового государственного субсидирования. И наконец последней расположена зона с нецелесообразным инвестированием, поскольку развертывание сети там будет требовать постоянной финансовой поддержки.
Зоны смарт-субсидирования и нецелесообразного инвестирования не представляют интереса для коммерческих компаний. Однако в зоне коммерчески целесообразного покрытия операторы могут развернуть сеть при условии, что им удастся снизить себестоимость строительства базовых станций, упростить процедуру получения доступа к коммуникациям, выполнения всех административных требований, и пр. Таким образом, для увеличения проникновения 3G необходимо повышать рыночную эффективность путем устранения имеющихся барьеров.
Какие же факторы наиболее негативно влияют на рынок мобильной связи? Игнат Сергута, начальник отдела регуляторной стратегии lifecell называет следующие барьеры:
-
«Эффект связанности» и отсутствие процедуры переноса номера
-
Неэффективность конкуренции
-
Недостаточные полномочия и финансовая независимость регулятора
-
Концентрация и неэффективное использование радиочастотного ресурса
-
Административная нагрузка.
Эффект связанности
Для того, чтобы на рынке мобильной связи установилась эффективная конкуренция, необходимо предоставить абоненту возможность легко мигрировать от оператора к оператору с сохранением телефонного номера (MNP – Mobile Number Portability) и без ограничений звонить на сети любых операторов. Однако в настоящее время операторы искусственно ограничивают возможности для перехода на другой номер.
Ситуация выглядит следующим образом — абонент «замкнут» в сети своего оператора, поскольку звонки внутри сети стоят очень дешево, а на другие сети их стоимость на порядок выше. Игнат Сергута привел следующий пример: эффективная стоимость минуты входных и исходящих звонков внутри сети составляет 5 коп. В среднем абонент совершает в сети оператора около 92% голосовых звонков. И лишь около 4% от общего числа составляют исходящие звонки на сети других операторов (еще 4% — входящие звонки с других сетей), стоимость которых равна примерно 50 коп/мин. Итого 400 минут общения внутри сети обходятся в 20 грн, а 35 минут звонков на другие сети — 18 грн. Общая сумма затрат абонента за месяц равно примерно 38 грн.
Но представим, что абоненту нужно в основном звонить на сети других операторов, и совсем немного говорить внутри сети собственного оператора. Как уже упоминалось выше, эффективная стоимость минуты входных и исходящих звонков на другие сети составляет 50 коп. Если в среднем в месяц абонент говорит по телефону около 400 минут, то ему придется заплатить порядка 200 грн. При этом за 35 минут общения внутри сети он заплатит всего около 2 грн. Всего получается 202 грн, то есть, барьер для перехода абонента к другому оператору составляет 164 грн (при средней абонентской плате 38 грн). По этой причине пользователи покупают dual-SIM телефоны и SIM-карты разных операторов, чтобы звонить своим адресатам исключительно внутри сети по низким тарифам.
Однако такая ситуация совсем не способствует эффективной конкуренции среди игроков мобильного рынка. «Старые» операторы, успевшие набрать большое число абонентов, пребывают в довольно комфортном положении, им не приходится прилагать значительных усилий для удержания абонентов. Наоборот, для новых игроков, выходящих на рынок, эта ситуация совершенно неприемлема: даже если им удастся предоставить для своих абонентов возможность дешево звонить на сети других операторов, то абоненты тех операторов не смогут по такой же цене звонить на номера новых операторов.Операторы с небольшим количеством абонентов оказываются в заведомо проигрышном положении и не могут на равных конкурировать с большими игрокам. Это снижает уровень конкуренции на телеком-рынке
Так, недавно lifecell представил тариф «Свобода», в котором звонки на телефоны абонентов других операторов и внутри сети примерно равны 5 коп/мин, то есть, 200 минут обойдутся в 10 грн. Однако звонки с сетей других операторов будут стоить их абонентам все те же 50 коп/мин, то есть, общая сумма затрат — 100 грн. За 35 минут общения в «родной» сети необходимо заплатить всего 2 грн. При общей сумме затрат за голосовую связь внутри сети и за ее пределы в 112 грн барьер для перехода снижается до 74 грн (при средней абонплате 38 грн).
Опыт ЕС в телеком-сегменте
Страна |
Дата внедрения MNP |
Выделение частот под новые технологии связи |
Стоимость терминации (ICR) |
Розничные рынки |
Новые игроки |
Испания |
Q1/2000 |
3G — Q1/2000
4G — Q3/2011 |
BU LRIC Ассиметрия 2000s — Q2/2013 |
Может быть применено регулирование розничных цен, если недостаточно регулирования оптовых цен |
Q4/2007 Yolgo (TeliaSonera) вышла на рынок |
Италия |
Q2/2002 |
3G — Q3/2000 4G — Q3/2011 |
BU LRIC Ассиметрия 2000s — Q2/2013 |
Q1/2008 Н3G |
|
Германия |
Q4/2002 |
3G — Q3/2000 4G — Q2/2010 |
LRAIC+ Ассиметрия 2000s — Q2/2012 |
Q4/2014 E-Plus куплена О2 (Telefonica) |
|
Франция |
Q3/2003 |
3G — Q3/2002 4G — Q2/2011 |
BU LRIC Ассиметрия 2000s — Q2/2013 |
Q1/2012 Free Mobile |
MNP как драйвер рынка телекома
Среди основных мер для устранения так называемого «мобильного рабства» эксперты называют внедрение услуги переноса номера и снижение величины терминации (она же — ставка интерконнекта, interconnection rates, ICR) до себестоимости.
Опыт европейских стран показывает, что появление MNP значительно ужесточает конкуренцию на рынке связи. Ведь «старые» операторы сотовой связи теряют возможность удерживать клиента с помощью искусственно созданных ценовых ограничений и вынуждены включаться в реальную борьбу за абонента путем увеличения покрытия, уровня обслуживания и соотношения цена/качество.
Также у каждого оператора есть абоненты, которые вынуждены пользоваться его услугами из-за привязки к номеру. Благодаря MNP, эти клиенты смогут безболезненно поменять оператора.
Напомним, что согласно планам Национальной комиссии регулирования связи и информатизации, перенос номеров должен был начать работу еще в июне 2016 года. Заключительные конкурсные торги по внедрению Автоматизированной системы «Централизованная база данных перенесенных номеров» были проведены еще 21 апреля минувшего года. Победителем тендера признали компанию «Эс Ай Центр», как предложившую наиболее оптимальное по цене и качеству решение. Однако один из участников тендера — предприятие «Диалинк» — подал около 20 судебных исков, в которых попытался отменить результаты тендера. Более того, юристы «Диалинк» применили все возможные уловки для максимального затягивания судебных споров.
Участники рынка заявляют, что если бы суд был более решительный, то процесс внедрения MNP уже мог быть запущен. Однако рассмотрение дела затягивается, очередное слушание по иску «Диалинк» назначено на 19 января 2017 года.
Для рынка связи критически важно ускорение процесса внедрения MNP, отмечает Игнат Сергута. На сегодня до сих пор не утвержден технологический процесс взаимодействия ЦБД с телекоммуникационными сетями и взаимодействия таких сетей между собой. В частности, существенное значение имеет определение формата маршрутного номера (RN), с помощью которого операторы будут определять перенесение номера. Участникам мобильного рынка потребуется от 6 до 9 месяцев для приведения собственных сетей в соответствие с технологическим процессом.
Стоит отметить, что для эффективной работы услуги MNP необходимо максимально упростить условия ее использования. Например, в РФ созданы искусственные преграды для перехода абонента от оператора к оператору, поэтому там эта услуга так и не стала популярной. В то же время в Турции или странах Прибалтики процедура очень сильно упрощена и потому пользуется популярностью. В целом, согласно европейской статистике, переток абонентов после внедрения MNP составляет 3-5% в год от общей абонентской базы.
Снижение стоимости терминации
По мнению экспертов, сервис MNP не будет пользоваться популярностью без снижения ставки интерконекта. Ведь если звонки на сети других операторов будут стоить слишком дорого, то клиенту после перехода от «старого» оператора к «новому» придется намного больше платить за звонки на номера абонентов, которые остались в прежней сети.
В Турции с 2005 года начали поэтапно (на 5%~40% каждый год) снижать ставку интерконекта: с 15,6 курушей (около 4 центов США) до 2,5 куруша (0,7 цента) в 2014 году. Вместе с ICR уменьшалась и стоимость звонков на другие сети. Начиная с 2009 года, начался резкий рост перетока абонентов, которые воспользовались сервисом MNP: с 0,7 млн в середине 2008 года до 4,4 млн в 2011 году. В дальнейшем эта цифра закрепилась на уровне 2,5-3,5 млн человек ежегодно.
Кроме того, турецкий регулятор предпринял меры по прекращению демпинга на розничном рынке. Согласно принятому постановлению, тариф мобильного оператора не может быть меньше, чем себестоимость минуты разговора, помноженная на число выговоренных минут.
Но важно отметить, что величина ставки интерконнета у всех операторов разная, она зависит от покрытия сети и численности абонентов. И чем ближе к себестоимости снижается ICR, тем критичнее эта разница. Например, в Турции стоимость терминации в 2006 году составляла 14 курушей для TurkCell, 15,2 – для Vodafone и 17,5 курушей — для оператора Avea.
У lifecell себестоимость терминации выше, чем у других украинских операторов, это обусловлено тем, что у компании не во всех регионах равно высокая численность абонентов. При этом оператор вынужден строить сети одинакового качества, даже там, где его доля абонентов не превышает 7-10% от общего числа. И если себестоимость ICR у операторов разная, то регулятор может устанавливать различные величины ставок интерконнета, причем разница между ними может доходить до 30%.
Ожидания операторов в 2017 году
Участники рынка рассчитывают на внедрение простой и эффективной процедуры переноса номеров. Есть все основания полагать, что в ближайшие недели суд все-таки поставит точку в судебных тяжбах между «Диалинк» и УГЦР, что позволит компании «ЭС Ай Центр» приступить к внедрению автоматизированной системы «Централизованная база данных перенесенных номеров».
Также важное значение играет снижение ставки терминации до себестоимости с одинаковым уровнем прибыльности. Как известно, с 1 января 2017 года НКРСИ снизила ICR с 23 до 15 копеек за минуту. В lifecell считают, что ее можно снижать до 10 коп. По подсчетам регулятора себестоимость интерконнекта в Украине составляет около 5-7 коп. за минуту. Шаг снижения ставки не должен превышать 40%, причем в течение года можно сделать только два таких шага.
В законодательном поле важно принятие закона «Про электронные коммуникации» и других важных системных проектов. Законопроект «Об электронных коммуникациях» №3549-1 соответствует требованиям Директив ЕС и внедряет правовую основу для развития современных электронных коммуникационных услуг и рынка. Среди важнейших положений законопроекта называют финансовую и структурную независимость регулятора, прозрачный и недискриминационный доступ к сетевым объектам, отмену необходимости получения лицензии на вид деятельности, и т. д.
Снижение административной загрузки и обеспечение равных возможностей для внедрения новых технологий: со стороны государства очень важно продолжать дерегуляцию и сокращать бумажную волокиту. Чем меньше приходится оформлять различную разрешительную документацию, тем быстрее можно внедрять новые технологии.
Также желательна отмена медицинских норм по мощности излучения базовых станций. В Украине эти нормы едва ли не самые жесткие во всем мире — 2,5 мВт на кв. см, притом, что в Европе такой параметр вообще практически не ограничивается. И пояснение здесь очень простое: чем больше мощность базовой станции, тем меньше излучение сотового терминала пользователя, и наоборот. А для заботы о здоровье потребителей намного важнее уменьшать именно излучение трубки.